Александра Григорьева: «Вечная весна»

15 января, 2014 в 8:47

«Гений чистой красоты»

Заслуженная артистка ЯАССР и РСФСР Клавдия ИВАНОВА – яркая звезда якутского балета. Она родилась 4 мая 1945 года в сказочно-красивом поселке Нуорагана Мегино-Кангаласского района в семье Алексея Иосифовича и Марии Константиновны Федотовых. Клава росла счастливой, вольной пташкой посреди природы, любимым ребенком в доброй, дружной, многодетной семье, в которой царствовала атмосфера тепла и взаимопонимания. Беззаботное ее детство развивалось на свободе, захватывало у жизни то, что она могла ей дать: потребность радостей, наслаждений, любви. Самые яркие воспоминания детства связаны у нее с гастрольными выступлениями Якутского драмтеатра, зародившие в ней еще неосознанную мечту об искусстве. Живая, прелестная девочка, благодаря своей природной общительности, знала поименно всех приезжавших артистов, с гордостью показывала им местные достопримечательности. В школе любила уроки литературы, особенно чарующую мелодику поэзии, с восторгом училась танцам, пению и музыке, выступала с акробатическими номерами. Клава отдавалась этим занятиям со всею пылкостью своей натуры: она мечтала стать танцовщицей, она исполняла акробатические номера так, что у зрителей захватывало дух от восхищения. По совету родственницы, которая работала воспитателем в музыкальной школе Якутска, родители отправили ее в город на учебу. Кто знает, возможно, из способной ученицы вышел бы хороший музыкант, она обучалась игре на виолончели, но буквально через год в Якутию впервые приезжает комиссия для отбора детей в открывшееся Новосибирское хореографическое училище. Талантливая девочка неожиданно для себя отправляется в далекий город учиться никогда невиданному ей искусству классического танца. Так 1958 год вообще определил дальнейшую судьбу профессионального якутского балета, так как по этому набору вместе с Клавдией в училище поступили и Алексей Попов, и Саргылана Саввина, и Наталья Христофорова, и Геннадий Баишев – ныне эти имена составляют гордость нашей республики. Звезда богини якутского балета засияла с 60-х годов. С ее именем зритель связывает нежные, лучезарные образы. Это Нюргуяна с балета «Чурумчуку», где чудесное чувство настоящей человеческой любви сохраняет очертания воздушной мечты, став прекрасной реальностью. Нюргуяна Клавдии Ивановой покоряла зрителей обаянием органичной безыскусности, проникновенностью чувств, полетной легкостью танца. Она создала чистый, светлый образ девушки, пахнущей ароматом аласа, где тонкий запах смолы по лесам, немолчная болтовня быстрых ручейков, трели жаворонков … Это ощущение спокойного мира, в котором человек может быть счастлив, если только сам не разрушит возникшей гармонии. Джульетта, Жизель, Никия, Ева и другие естественные, чистые и возвышенные образы, созданные Клавдией Ивановой, раскрывают глубину человеческой души, поэтому незабываемы. Они просты и понятны каждому, так человечны и искренни, необходимы людям для очищения души, для обретения смысла жизни. В юности Клавдия Иванова, как натура возвышенная, светлая, глубокая, страстная, жаждала настоящую, большую любовь, как Ассоль А.С.Грина. Жизнь, счастливая так и билась в ее смехе, взгляде, в каждом слове, движении. В ней не было ничего искусственного, рассчитанного. В душе юной Клавдии, как и у Ассоль, постоянно звучала музыка, прекрасная музыка, под звуки которой должен был подойти корабль с алыми парусами. В ее романтической душе своеобразно соединились два начала. Сроднившаяся с природой и бытом, привычками, традициями и обычаями народа, она жила в другом — вымышленном, мечтательном мире. Став прима балериной, она не только не потеряла лучших черт своего духовного облика — чистоты, духовного благородства, искренности и глубины чувств, поэтического восприятия природы, но и приобрела новые ценные качества в совершенно других образах, в спектаклях западноевропейской классики, сделавшие ее неотразимой в глазах восторженной публики. Балерина со сцены очаровывала всех. Ею восхищалась вся Якутия, прекрасная и чистая, как утренний рассвет, она была идеалом всей молодежи республики. Очарование ее еще тем неотразимее, что в Клавдии в высшей степени обладает чуткость сердца, которую считают отличительным свойством женской природы. Энтелехия и Алкивиад Энтелехия (греч. entelecheia — имеющее цель в самом себе) — у Аристотеля — целеустремленность, целенаправленность как движущая сила (Телеология (греч. teleos — цель, logos — учение) — каждый предмет природы имеет внутреннюю причину, которая есть источник движения от низших форм к высшим (Аристотель), самоцель, активное начало, превращающее возможность в действительность. В маленьком поселке Крестях, Сунтарского района, где нашли первые алмазы, в 1941 году родился розовощекий, большеглазый, ангелоподобный ребенок. Отец, учитель истории, назвал сына Алкивиадом в честь греческого царя Алкивиада Мудрого. Алкивиад Мудрый был не только целеустремленным человеком, тонким политиком, умелым полководцем, но и знал толк в энтелехии. Говорят, что имя непосредственно влияет на жизнь человека, на его поступки, характер, увлечения. Алкивиад Иванов – доктор медицинских наук, профессор, двухкратный чемпион России по вольной борьбе. Как и у греческого царя Алкивиада Мудрого книги в его жизни имели главное значение. В его личной библиотеке помимо художественной литературы, хранятся также огромное количество исторических, философских, медицинских изданий. Тезка Великого царя в семнадцать лет стал курсантом авиационного училища Кривого Рога. В годы учебы в училище стал чемпионом Кривого Рога и Днепропетровской области по вольной и классической борьбе. Попутно выполнив нормы II-III разрядов по гимнастике, самбо, штанге, плаванию.3.1.Вечная весна Но Кривой Рог запомнился не этим, а тем благословенным свободным временем, даровавшим ему «тишь библиотек». За те три года Алкивиад больше всего общался с книгами, пройдя школу самообразования, во многом сформировав себя как личность. В те годы ознакомился с выдающимися памятниками мировой литературы — эпическими поэмами «Илиада» и «Одиссея». Сила и жизненность образов, богатство воображения и свободолюбие, высокое литературное искусство ахеян, выдвинувшее на первый план человека и его роль в своей судьбе, несмотря на предопределение богов, оставили неизгладимую любовь к греческой культуре, истории и философии. В основном философский интерес Алкивиада сосредоточился на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. Любимое изречение Сократа «Познай самого себя» стало кредом его жизни. Юноша также пытался определить, что такое справедливость, что такое добро. В центре внимания у него возникли вопросы человеческой жизни, ее назначения и цели. И поскольку нравственное зло идет от незнания, значит, знание — источник нравственного совершенства. Вот почему философия как путь к знанию становится у Алкивиада средством формирования добродетельного человека. В 1962 году приехал в Якутск, устроился на работу. Начал заниматься в «Динамо». Через год после серьезных занятий вольной борьбой вошел в сборную России и первым из Якутии наряду с Николаем Гоголевым выступил против зарубежных борцов. Звездный час борца пробил в 1967 году, он впервые «принес» Якутии золотую медаль Спартакиады народов России. В те годы было много сборов, много матчей, много побед… В 1970 году встала нередкая для того времени дилемма: или спорт, или профессия (наука). Алкивиад наряду с бесконечными сборами учился на медфаке ЯГУ. Серьезно увлекшись хирургией, дневал и ночевал в городской хирургии. Начинал с экстренных операций: аппендицит, автотравмы, ножевые и огнестрельные ранения. В 1979 году защитил кандидатскую диссертацию по патологии сосудистой системы. А в 1996 году – докторскую диссертацию. Он работал директором Клинического центра НМЦ, заведующим кафедрой госпитальной хирургии Мединститута, создал и возглавил Якутский научный центр Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. При имени Алкивиада Иванова даже у самого безнадежного больного появлялась надежда на исцеление. Он всегда любил повторять: «На меня смотрят как на образец хирурга. Мне нельзя расслабиться». Он везде – и в спорте, и в науке — первопроходец, до Алкивиада Исидоровича пластические операции на толстой кишке не проводились, потому что считалось, что это связано с определенным риском. Группа ученых-хирургов Медцентра, руководимая им, за разработку этой проблемы получила президентский грант. Сейчас, если посмотреть по операционным журналам, Алкивиад Исидорович сделал свыше 1000 операций, спас жизнь более тысячи людям. Вечная весна Я не могу любовь определить, Но это страсть сильнейшая! – любить Необходимость мне; и я любил Всем напряжением душевных сил. (М.Лермонтов) Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя. Вспоминаются строки М. Лермонтова: «И любовь, говорю я вам, имеет свои вершины, доступные лишь единицам из миллионов!». И только прекрасная мечта о том, чего, быть может, никогда не бывает, но чего каждый ждет, упорно надеясь на чудо, помогает сохранить веру в то, что мир прекрасен. Этой верой, воздушной, но незыблемой, поразила меня удивительная, невероятная любовь двух очень красивых, талантливых людей – знаменитой балерины Клавдии Ивановой и знаменитого ученого-хирурга Алкивиада Иванова. Алкивиад впервые увидел Клавдию на сцене в исполнении танца стерха в балете «Чурумчуку». Эта была спустившаяся на землю Афродита — богиня любви и красоты. В движениях девушки было нечто такое тонкое, очаровательное, чистое, светлое и ему, казалось, что в ту же минуту отдал бы все на свете, чтобы это неземное создание обратило на него внимание. У Алкивиада с юных лет жила одна мечта: влюбиться в недосягаемую, необыкновенную девушку небесной красоты. Влюбиться и всю жизнь посвятить только ей. Пленительный облик нежной, одухотворенной мечты в тот вечер, как в сказке, подлинно предстал перед ним: … все ее движенья, Улыбки, речи и черты Так полны жизни, вдохновенья. Так полны чудной простоты. ( М.Лермонтов) А Клавдия, как Ассоль из феерии «Алые паруса» А.С.Грина, жила в своем музыкальном мире. А.С.Грин сравнивает Ассоль с оркестром, которому доступно выразить больше, чем одному инструменту. Душа Клавдии, как и у Ассоль, была настолько богата, что таила в себе столько разнообразных чувств, которые звучали, как нежные, лучистые мелодии. Ей была доступна и музыка сфер — музыка откровения гармонии высших духовных начал.3.2.Вечная весна Взгляд ее, выражающая сущность неземной красавицы, соединялся с перезвоном тысячи серебряных колокольчиков Вселенной. Балерина стремилась эту божественную музыку подарить людям. Если Алкивиад создал ореол святости и благоговения вокруг любимой: «Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты», то для Клавдии Алкивиад — идеал всей ее жизни, не только мужественный, бескорыстный, благородный красавец, но и смелый и сильный духом человек-факел, который освещает людям путь к надежде, к свету, к здоровью, к жизни. Их благоухающая свежесть чувств, навеянная красотой, прелестью мира, была проникнута светлым, радостным настроением, счастьем любви: Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. (А. Фет) Любовь для них была поэзией, которая овладевала всем их существом, и все их внутренние силы приходили в движение. Любовь для них была критерием для их самих и для окружающих искусства быть человеком. Именно поэтому только в любви они могли прочувствовать смысл своего существования друг для друга. Это высший синтез смысла жизни человека, которая помогает ему проявиться, выявляя, увеличивая, развивая в них хорошее, положительное, ценное. Поэтому их взаимоотношения были удивительно богаты звуками и красками, как у Фета: «Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой…». Духовному миру Алкивиада Исидоровича были свойственны гармония ума, сердца, воли. Он боготворил любовь, он ценил друзей, родственников, земляков. Он всегда был уверен, что свобода личности утверждается в активной, творческой деятельности, подвига во имя людей. Подвиг… Подвиг чаще незаметен. Часто жизнь не похожа на представления некоторых о подвиге. Подвиг есть следствие огромной любви к людям, иногда нужно отказаться от сотни важных, необходимых дел, чтобы закончить одно — самое важное, которое можешь сделать только ты. Иногда — пожертвовать своей жизнью во спасение ближних. В этом нравственно-философская основа жизни и деятельности светлого и мудрого человека, ученого-хирурга, доктора медицинских наук, профессора А.И.Иванова. Сладкой грустью, тихой, прекрасной печалью обвеяны целомудренные, умиротворенные воспоминания примы балерины — Клавдии Ивановой. В них таится та всеочищающая мелодия, которая говорит и о совершенстве людей, научившихся жить, распознавать и дорожить настоящими чувствами, и о совершенстве самой жизни, природы, которые сопутствуют истинно человеческим взаимоотношениям, а главное – о тех высоких эмоциях, которые оставляют немеркнущий след духовной красоты, щедрости, преданности и чистоты. Настоящая любовь – великое счастье, вечная весна, даже если она завершается разлукой, трагедией… Он ушел один, молча, так угодно было богу и судьбе. «Да святится имя твое». В этих словах Клавдии Алексеевны звучит нечто высшее земной действительности, словно примиряющее жизнь со смертью. Александра ГРИГОРЬЕВА, Мирный

15 января, 2014 Главные новости

Добавить комментарий

*