Выборы во время войны Президентская кампания на Украине сейчас явно не к месту

14 мая, 2014 в 23:33

Президентские выборы на Украине выходят на финишную прямую. До завершения избирательного марафона остается менее двух недель. И первые итоги кампании вполне можно подвести уже сейчас, благо подоспели новые данные социологических поросов, оказавшиеся почти сенсационными.

Президентские выборы-2014 стали внеочередными, к которым никто не готовился. Более того, они проходят в чрезвычайной, послереволюционной обстановке, в обстановке де-факто гражданской войны и утраты Крыма. Все это обусловило их характер, резко отличающийся от предыдущих выборов. Более того, данные обстоятельства ставят под вопрос их легитимность в принципе, поскольку легко можно будет оспорить достоверность их результатов. Россия, как и население Донецкой и Луганской областей могут не признать правомерность этих выборов.

Все предшествующие избирательные кампании характеризовались противостоянием условного востока условному западу. Кравчук против Кучмы, Кучма против Симоненко, Ющенко против Януковича, Янукович против Тимошенко. Почти во всех случаях перевес победителя над побежденным был минимальным, отражая баланс в стране, где прозападные устремления уравновешивались пророссийскими. Имелся консолидированный кандидат от провластной элиты и, как правило, представитель объединенной оппозиции.

На этот раз все не так. Майдан до основания потряс политическую систему Украины. Рассыпалась прежняя конструкция «партии власти» – Партия регионов отныне не представляет собой единого целого. Более того, она лишилась не только поддержки в лице президента, но и своей базы в Донбассе и в Крыму. На полуострове выборы не будут проводиться вовсе, поскольку теперь это территория России. Донбасс заявил о своей независимости, к тому же там идут боевые действия. Вкупе с моральным банкротством Виктора Януковича и ожесточенностью антироссийских настроений это обуславливает тот факт, что впервые на президентских выборах кандидат от юго-востока не будет играть заметную роль.

Люди устали от постоянно маячащих перед глазами Кличко, Турчинова, Яценюка

Прежде единая и управляемая Партия регионов раскололась – из числа ее сторонников выдвинулись и Михаил Добкин, и Юрий Бойко, и Олег Царев, и Сергей Тигипко. И хотя Царев позже снял свою кандидатуру, именно он стал подлинным открытием выборов на этом фланге украинской политики, проявив себя как уважаемую фигуру на юго-востоке и объект ненависти для правящего режима и его сторонников. Именно против него было направлено больше всего нападений и провокаций. Напротив, Михаил Добкин, которого олигархи выдвинули на первую роль, никак себя не проявил. «Преемником» Януковича ему стать не дано. А после покушения на его политического партнера Геннадия Кернеса, выведенного из строя на несколько месяцев, шансы и вовсе стали призрачными. И лишь Тигипко получил шансы продемонстрировать себя как наиболее адекватную фигуру в данном лагере. По последним данным, он выходит на второе место с рейтингом в 9 %.

В противоположном же лагере безусловным фаворитом, причем фаворитом кампании в целом, является Петр Порошенко. За время президентской гонки он только увеличил свой отрыв от Юлии Тимошенко, имея по свежим соцопросам рейтинг в 40 %, тогда как у нее – чуть менее 9 %, и она откатилась на третье место. Не приложив почти никаких усилий, только за счет грамотно выбранной позиции во время событий на Майдане, когда он не лез не первый план, но и не поддерживал Януковича, Порошенко получил огромную фору. Люди устали от постоянно маячащих перед глазами Кличко, Турчинова, Яценюка. Точно также они устали и от вечной оппозиционерки, жадной до власти Тимошенко, возвращение из тюрьмы которой, по мысли людей, должно было означать конец ее политической карьеры. Она не уловила умонастроения сограждан, не поняла, что время ее прошло – и ничего не смогла предложить украинцам, занимаясь разнузданной демагогией.

Напротив, Порошенко дождался своего часа. Еще в 2005 году когда он был секретарем Совета безопасности при Ющенко, а она – премьером, между двумя этими политиками возник острый конфликт, приведший к отставке обоих. Тогда казалось, что звезда Порошенко закатилась. Но оказалось, что это был вполне разумный уход в тень. Тогда как в отношении Тимошенко накапливался негатив, Порошенко не участвовал ни в каких скандалах. Он успел какое-то время поработать при Ющенко министром иностранных дел, при Януковиче – министром экономики, затем избрался в парламент. Из всего политикума Украины в итоге именно у него оказалась относительно незапятнанная репутация. В его пользу снял свою кандидатуру Виталий Кличко, которого до Майдана считали ведущим претендентом от оппозиции.

Вдобавок у Порошенко есть мощная финансовая база, он способен спонсировать кампанию сам, не прибегая ни к чьей помощи, и собственная медиа-империя. Если раньше главы Германии и Польши принимали Кличко, то теперь они встречаются с Порошенко как будущим президентом.

Выборы следовало бы отложить минимум на год

Но, если победа Порошенко сомнений не вызывает, остается неясным грядущий внутриполитический расклад на Украине. Во-первых, новая Конституция не принята. А это означает, что полномочия президента не определены. Условно говоря, Порошенко может оказаться в положении английской королевы, если будет решено обрезать их по максимуму. Чтобы не допустить этого, он уже объявил в ходе встречи с жителями Новой Каховки в воскресенье: «Новый президент, который будет избран, распустит парламент и объявит парламентские выборы». То есть Порошенко попытается создать свою партию, которая пойдет на выборы в Раду, чтобы принять нужную ему Конституцию, и чтобы он обладал необходимой опорой в парламенте.

Однако неясно, сможет ли Порошенко добиться роспуска Рады, и если да, то каков будет ее новый состав. Ему придется одновременно заниматься и укреплением собственной базы, и решением проблемы Донбасса. Противостоящие ему силы вполне могут заблокировать его инициативы, и превратить Украину в парламентскую республику, где ведущей будет фигура премьер-министра. Так что при любом раскладе стране предстоит длительный и очень сложный процесс стабилизации политической системы и нахождения консенсуса.

По большому счету, выборы следовало бы отложить минимум на год – провести сперва референдум по конституции, предварительно созвав Конституционную Ассамблею, определить внутреннее устройство страны, дать необходимые гарантии регионам, закрепив их законодательно, и только потом в более-менее спокойной обстановке избрать президента и парламент вкупе с местными властями.

В противном случае многие жители Украины будут рассматривать президентские выборы как фарс, не имеющий к ним отношения. Однако ныне правящие революционеры, в погоне за скорой легитимацией своей власти, избрали иной путь. Посмотрим, к чему это приведет страну.

http://novopol.ru/-vyiboryi-vo-vremya-voynyi-text163182.html

14 мая, 2014 Главные новости Политика

Добавить комментарий

*