Крутое пике — 2014

31 декабря, 2014 в 2:26
самолет

Итоги 2014 года в авиаотрасли

Российские авиакомпании переживают непростой период. Рубль падает, растут цены на билеты, снижается спрос на международные направления. Перевозчики отягощены долгами, и даже лидер отрасли ҺАэрофлотһ несет убытки. Средств помощи из бюджета не хватает, а значит, перевозчикам остается рассчитывать на другие источники.

К зимнему туристическому сезону авиакомпании подходят с грузом проблем, тянущим прибыль вниз. Ситуация на рынке воздушного транспорта России осложняется, и четыре крупнейших авиаперевозчика – ҺАэрофлотһ, ҺТрансаэроһ, S7 и ҺЮТэйрһ — пытаются справиться с финансовыми затруднениями.
Невыездные

Сложности связаны с постепенным падением интереса к международным направлениям из-за новых экономических и политических реалий. Если в первой половине года авиакомпании фиксировали рост перевозок, то с сентября-октября 2014 года наблюдается снижение пассажиропотока на международных рейсах — по оценкам экспертов, на 3–4%.

С учетом того, что курсы доллара и евро продолжают укрепляться по отношению к рублю, уже в декабре-январе компании-перевозчики столкнутся с дальнейшим сокращением пассажиропотока на международных направлениях, прогнозирует старший аналитик ИФК ҺМетропольһ Андрей Рожков.
Остаемся зимовать

Спрос на туристические путевки в зимний сезон может сократиться на 35%, заявляет Ассоциация туроператоров России. Дело в геополитике и падающем рубле… →

Проблема в том, что если на международных направлениях российские авиакомпании какую-то прибыль всегда получали, то внутренние направления традиционно убыточны, объясняет ҺГазете.Ruһ авиационный эксперт, научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. Дополнительный фактор падения спроса — рост цен на билеты. Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) каждую неделю устанавливает новый, все более высокий курс евро по отношению к рублю.

Еще в начале декабря, до рекордного обрушения отечественной валюты, авиабилеты для россиян на международные рейсы подорожали на 12,5%, сообщала Ассоциация туроператоров России (АТОР).

Еще одной проблемой эксперт называет тот факт, что бизнес-пассажиров, нечувствительных к цене, становится меньше, в то время как число людей, оплачивающих билеты из собственных средств, увеличивается. Санкции и ситуация на Украине также внесли свой вклад в общий негативный фон. ҺВо-первых, Украина была четвертой страной по пассажиропотоку. Резко упал пассажиропоток туда, резко упала выручка. Плюс облет украинского воздушного пространства – для всей отрасли это $50–60 млн в год убыткаһ, — объясняет Крамаренко.
Накопили долгов

Дополнительной проблемой для компаний является высокая долговая нагрузка. В 2013 году было перевезено 84,6 млн человек, пассажиропоток возрос на 14%. По словам главного редактора отраслевого агентства ҺАвиапортһ Олега Пантелеева, для поддержания таких темпов многие перевозчики прибегали к масштабным заимствованиям, и сегодня, при существенном ухудшении условий кредитования на рынке, которое совпало по времени со значительным повышением курса доллара по отношению к рублю, они не в состоянии обслуживать свои долги. В наиболее сложной ситуации оказалась ҺЮТэйрһ: ее долг оценивается в 168 млрд руб., причем 13 млрд руб. из этой суммы являются просроченной задолженностью. У ҺТрансаэроһ просроченной задолженности нет, но долговая нагрузка серьезная: общий объем обязательств компании по РСБУ на конец третьего квартала составляет около 120 млрд руб.

Даже лидер отрасли ҺАэрофлотһ накопил немало долгов. Отчетность по МСФО за третий квартал 2014 года говорит об общем долге ОАО в 122,5 млрд руб., что на 41,5% больше, чем в конце 2013 года.

Кроме того, из-за падения курса рубля увеличились издержки авиакомпаний на лизинг и обслуживание воздушных судов; выросли расходы и из-за роста цен на топливо. Если текущий курс доллара сохранится и в следующем году, это нанесет существенный урон воздушному транспорту. Лизинг самолетов и поддержание их летной годности подорожают вдвое; вдобавок вырастет стоимость аэропортового обслуживания и навигации, так как цены на эти услуги тоже номинированы в долларах.

ҺВысокий курс также негативно отразится на пассажиропотоке: по моим оценкам, падение пассажиропотока может составить 20–25% в дальнее зарубежье с середины января по март, — прогнозирует Крамаренко. — Можно переориентироваться на внутренний рынок, который теперь становится основным для перевозчиков, так как на нем еще сохраняются какие-то темпы ростаһ. Впрочем внутренние авиарейсы, в отличие от международных, в большинстве случаев остаются убыточными, поэтому заработать на них крайне сложно. Вдобавок растущая конкуренция также негативно скажется на марже авиакомпаний.
Как спасать

Авиакомпании вынуждены активно работать над снижением издержек. ҺЮТэйрһ представила программу по реструктуризации долгов и сокращению воздушного парка почти на 40%. Кроме того, согласно многочисленным источникам, в акционерный капитал авиаперевозчика может войти Сбербанк, конвертировав часть долга в акции. Помощь ҺЮТэйрһ может оказать и ее нынешний владелец НПФ ҺСургутнефтегазһ.

Авиакомпании ҺТрансаэроһ правительство предоставляет госгарантии по кредитам на сумму до 9 млрд руб. И все формальности уже соблюдены, сообщает ВЭБ. Таким образом, перевозчик сможет привлечь кредит на срок от трех до семи лет Һна финансирование своей основной производственной и операционной деятельностиһ.

Кроме того, в ҺТрансаэроһ ҺГазете.Ruһ сообщили, что в компании Һс 2012 года действует программа сокращения всех расходовһ. ҺЗа три квартала этого года коммерческие расходы сократились на 8%, управленческие — на 15%. В новых условиях скорректирована и сама программа: в частности, будет приостановлено наращивание парка, а также изменятся объемы провозных емкостей на некоторых внутренних и международных рейсах. Компания взаимодействует с крупными партнерами по привлечению средств различными финансовыми инструментамиһ, — отметили также в ҺТрансаэроһ.
Регионы задирают керосин

Росавиация просит оказать господдержку авиакомпаниям в связи с ростом цен на авиакеросин. Однако оптовые цены практически не выросли, а рост цен на… →

ҺАэрофлотһ не исключает Һполучение, в случае крайней необходимости, государственных гарантий, дотаций и других способов государственной поддержки для поддержания бизнесаһ и ожидает сложной ситуации в отрасли в ближайшие три года.

По словам экспертов, одним из источников помощи российскому воздушному транспорту в целом могли бы стать роялти, то есть транзитные выплаты авиакомпаний другому государству за авиаобслуживание во время пролета над его территорией.

ҺНынешнее относительно сносное положение ҺАэрофлотаһ связано с тем, что он получает роялти, объем которых составляет около $700 млн в год, что при текущем курсе валюты является очень хорошими деньгами. Без этих денег, получаемых без единого усилия, убыток крупнейшего перевозчика страны в 3,5 млрд руб., о котором он сообщил в начале декабря, был бы примерно в 12 раз большеһ, — говорит Крамаренко.

ҺИсторически именно ҺАэрофлотһ был основным получателем помощи. Так сложилось еще во времена СССР, когда руководство государства, которому по Чикагской конвенции напрямую запрещено взимать роялти, оформило их получателем ҺАэрофлотһ. Раньше ҺАэрофлотһ часть денег от роялти направлял в систему ОрВД на развитие авиашкол и поддержание инфраструктуры аэропортов в отдаленных городах, однако в последние два года компания ничего на эти цели напрямую не пускает, что вызывает нервозность со стороны Росавиации; впрочем, повлиять на это ведомство напрямую не можетһ, — говорит эксперт. На эти же цели можно направить в Һобщий котелһ и те $6–7 млн в год, которые получает ҺТрансаэроһ в качестве роялти.
http://www.gazeta.ru/business/2014/12/30/6364713.shtml?_sbrid_=14a9d4637a8fca2358b44542de1f70f3___vQaUAA

31 декабря, 2014 Главные новости

Добавить комментарий

*