Лаборатория под названием ЖИЗНЬ

29 июля, 2014 в 0:31

Как должны складываться отношения между родителями и детьми? Как найти выход из кризисной ситуации? Как сделать правильный выбор? Ответы на эти вечные вопросы предлагает педагог Татьяна Рожина, разработавшая методику познания мира через образное восприятие окружающей среды.

Рожина Татьяна Лукинична родилась в селе Сунтары Сунтарского района. Детство прошло в Олекминском районе. Поступив в 1969 году на БГФ ЯГУ, защитила дипломную работу по теме ҺИспользование научно-популярной литературы на уроках и во внеклассной работе по химииһ.
Еще в юности, захлебываясь от восторга, прочла книгу ҺЯ – учительһ А.М. Топорова, которая произвела неизгладимое впечатление на всю ее последующую жизнь. Автор писал: ҺЯ лично не встречал детей бесталанных. Вот и получается: учитель тот, кто откроет в маленьком человеке творца, созидателяһ. Выбор профессии, а скорее призвания был определен…
Более 35 лет проработала учителем химии и биологии. Из них половину проработала в сельских школах. Был период жизни, когда молодая учительница за романтикой поехала в далекий Анабарский улус. Вспоминает теперь с теплотой и благодарностью многих коллег, которые встретили и поддержали ее в работе и в быту, своих преданных учеников.
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, Татьяна Лукинична пришла к твердому убеждению, что учитель не имеет права быть просто урокодателем.
— Учитель – прежде всего педагог. Он должен не только давать знания и потом их оценивать. Он должен пробудить интерес к познанию. Своим умением должен вселять в душу ребенка с ослабленным здоровьем уверенность в себе, направлять на самостоятельный поиск знаний и проявление своих скрытых способностей.
Татьяна Лукинична постоянный участник научно-практических конференций, семинаров, круглых столов и педагогических чтений республиканского и городского значения в рамках различных тем: ҺПроблемы духовно-нравственного воспитания на современном этапеһ, ҺВоспитание духовной личности в современных условияхһ, ҺВведение в содержание школьного курса элементов этнопедагогики и экологииһ, ҺХолистический подход к жизниһ, ҺВосприятие мира как модель самовоспитанияһ и другое.
Работы Т.Л. Рожиной публиковались и публикуются в периодических изданиях. В 1994 году было разработано и внедрено Методическое пособие в помощь учителям для ликвидации пробелов в знаниях учащихся по химии.
С 1975 и по настоящее время Татьяна Лукинична является лектором Общероссийской общественной организации ҺЗнаниеһ.
Татьяна Лукинична посвятила себя работе с детьми – инвалидами. Придя в такую школу, она серьезно задумалась над своими методами работы, так как они совершенно не могли быть применимы к детям, прикованным к постели или креслу-качалке. Нужно было Һизобрестиһ, если можно так выразиться, новые способы обучения и воспитания для такого контингента детей. В работе с детьми-инвалидами важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которых является восстановление психо-физического и социального статуса ребенка, достижение ими социальной адаптации, интеграции в общество.
Для большинства детей с ограниченными возможностями здоровья характерна повышенная утомляемость. Поэтому на уроках необходимо применять разнообразные методы поднятия тонуса и удержания интереса к предмету. ҺУчи и веселиһ — девиз уроков Татьяны Рожиной. ҺВесели – не значит развлекай. Нет. Вдохновляй на труд, дерзание. Воодушевляй на настоящие дела, буди энергию, поддерживай силу, поднимай дух. Сам иди впередиһ, — понимал назначение учителя Адриан Митрофанович Топоров. Послуживший идеалом учителя для Татьяны Лукиничны.
— Как, чем я могу помочь ребенку? Это и есть самый насущный вопрос, который должен стоять перед любым педагогом и родителем в первую очередь. Такой вопрос стоял передо мной все годы работы. Над ним я задумываюсь постоянно, — рассказывает Татьяна Лукинична.
Сегодня учитель призван не только передавать знания учащимся, научить их чему-либо в узком смысле слова, но и обогатить их еще только формирующееся сознание высшими духовными ценностями, пробудить в них потребность в общественно-полезной деятельности, в самостоятельных открытиях, в создании нового. Для этого учителю необходимо собственным примером утверждать те достоинства, которые он хотел бы видеть в своих учениках, быть неутомимым и неравнодушным тружеником, влюбленным в свое дело, постоянно умножающим свой творческий потенциал.
Заниматься практикой в лаборатории под названием ҺЖИЗНЬһ совместно с учеником можно только в атмосфере доверия и взаимопонимания. Только в такой атмосфере ребенок может почувствовать уверенность и защищенность, что является обязательным условием для восприятия и понимания учебного материала.
Принципы демократизации и гуманизации образования означают отказ от единообразия и обеспечивают каждому ребенку индивидуальную траекторию развития с учетом его психофизических особенностей, способностей и склонностей. Учащиеся охотно включаются в процесс сотрудничества в тех случаях, когда учитель ясно ставит цель – для чего это нужно, доступно объясняет всеобщие свойства материи, явления жизни на примерах самой жизни.
В условиях происходящих изменений в образовательной сфере необходим переход на личностно-центрированную модель развития каждого ребенка, так как вся жизнь в сущности – это постоянный выбор. Выбор единственно правильной линии поведения в жизненных ситуациях.
Для этого необходимы верные ориентиры. Надо обеспечить целостное (холистическое) восприятие жизни, связанное с формированием осмысленных знаний основ наук, с всесторонним воспитанием и развитием личностных качеств учащихся. Работая в индивидуальном режиме обнаруживаешь много нюансов работы педагога, вспоминает Татьяна Лукинична, которые невозможно Һувидетьһ в массовой школе: дети не все понимают в тексте учебника, многие не имеют навыков умственного труда: не умеют находить связи и конкретизировать понятие и выявлять взаимосвязи. Поэтому, одним из методов, применяемых мной на уроках, является использование технологии ҺОВОДһ (образное восприятие окружающей действительности), принцип которых – привлечение Законов природы: Ритмичности, Периодичности, Цикличности, Аналогии. Цель данной программы – внедрение основ педагогики гармонизации личности, основными задачами которой являются: изучение ритмов природы; формирование навыков самоорганизации, социализации, коммуникации; формирование экологического сознания.
В своей работе старается придерживаться восточной мудрости:
ҺСкажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Дай мне сделать самому – и я поймуһ.

Окружающий мир, как считает Татьяна Лукинична, представляет собой гармоничную развивающуюся систему. Это связано с тем, что все его элементы находятся во взаимодействии друг с другом, за счет этого обеспечивается ее стабильность.
— Чем сложнее система, тем важнее для нее организация во времени: большему числу процессов необходима согласованность. Мы можем быть высокообразованными людьми, но, если у нас нет единства мыслей и чувств, наша жизнь будет неполноценной. Важно, чтобы у человека были выработаны четкие приоритеты.
— Буду рада, если мой метод познания мира, созданный на синтезе двух наук – биологии и химии – поможет Вам понять процессы жизни, позитивно настроит на восприятие окружающего мира.
Приведем небольшой фрагмент урока Татьяны Лукиничны.
— Все происходящее с нами и вокруг нас можно объяснить с помощью законов природы, — рассказывает Татьяна Лукинична.
— Даже человеческий организм можно представить таким образом: сердце – солнце, кровь – реки, характер – климат.
Объяснить ребенку, что такое суточный ритм, — нелегко. Но если нарисовать квадрат, каждая сторона которого – утро, день, вечер, ночь, то становится понятнее. Другой квадрат представит годовой ритм. Каждая сторона – весна, лето, осень, зима. Таким же образом можно обозначить жизнь человека – детство, юность, зрелось и старость.

Каждый прожитый нами день, как говорится в арабской пословице, ложится страницей в книгу жизни. От того, как мы распорядились своим днем, зависит, по крайней мере, наш вечер. И так идет бесконечная череда дней.
В природе все устроено предельно гармонично. Когда мы говорим утро – день – вечер – ночь (периоды суток), мы не должны это воспринимать как отрезки, части суток. Мудрая природа распорядилась так, что все идет своим чередом, не перескакивая с одного на другое: утро плавно переходит в день, день – в вечер, вечер – в ночь. Все обязательно следует одно за другим, а не как-то иначе. Получается, за сутки мы совершаем своего рода круг, один полный круг.
Если представить, что в центре круга находится сам человек, то дни как бы нанизываются на временной стержень его жизни.
Жизнь человека тоже условно можно разделить на четыре периода: детство, молодость, зрелость, старость. Как и в предыдущих ритмах, периоды жизни человека протекают в строгой последовательности, сохраняя ту же плавность. Отличие заключается в том, что человек не вечен.
От простых понятий переходим к более сложным – нравственный закон. Вспомним пословицу: посеешь поступок, пожнешь привычку. Посеешь привычку, пожнешь характер. Посеешь характер, пожнешь судьбу. Все взаимосвязано, одно вытекает из другого…

Понять сущность ритма – значит глубже проникнуть в закономерности Природы, в сознание человека и его творчества, совершенствовать управление многообразными процессами жизни, полнее адаптировать наше существование ко все ускоряющимся темпам технического прогресса и межлюдских коммуникаций.
В заключение нашей статьи хотелось бы отметить, что пути повышения эффективности воспитания детей ищут педагоги всех стран мира. Ознакомившись с данным материалом лекций учителя получат возможность изменения собственных позиций воспитания, переосмыслив вопросы ритмологии жизни, природы.

Контактный телефон Рожиной Т.Л. 89247630694

29 июля, 2014 Главные новости

Добавить комментарий

*