Личность, востребованная Временем

20 декабря, 2013 в 17:07

Свет отчего дома

 

Феодосия Васильевна ГАБЫШЕВА родилась 11 ноября 1953 года в селе Верхневилюйск Верхневилюйского района Якутской АССР вторым ребенком в многодетной семье.3.Собеседник.Ф.Габышева

Каким вырастет человек, во многом определяется тем, кто держал его ребенком на коленях, вел за руку, пел песни, рассказывал сказки. Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека — все это постигается, прежде всего, в семье.

Родители Феодосии Васильевны — коренные верхневилюйцы. Отец — Василий Тихонович Ильин — ветеран  Великой Отечественной войны.

В 1947 году демобилизовался из рядов Советской армии с орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями «За Победу над фашистской Германией», «За Победу над Японией». Он был настоящим богатырем, в народе его прозвали «Куустээх Ильин», статным мужчиной, мастером спорта по борьбе «хапсагай».

          Для ребенка наиболее дорогим, близким человеком зачастую является мать. Мать — это тепло, уют, внимание, весь мир маленького человека. Мать Екатерина Васильевна Адамова («Сэбиэт Кэтириинэ») красивая, целеустремленная, уверенная в себе женщина. Любая работа спорилась в ее руках.

            Испокон веков главным требованием к женщине было рождение здоровых и крепких детей. Заслуженный работник народного хозяйства Якутии, Почетный гражданин родного наслега — Едюгей, обладатель «Знака высшей благодарности Матери» Екатерина Васильевна родила и воспитала девять прекрасных детей. Сегодня она бабушка более 30 внуков и правнуков.

 

Застывшие мелодии мгновенья

 

Мать удивительно сильная, крепкая женщина, имея на руках много детей, работала секретарем в сельсовете, а потом и председателем, при этом успевала участвовать в общественной жизни. Она одаривала всех добротой, помогала всем, и это возвращалось сторицей. Привила в детях столько нужных качеств — учила быть сдержанными, доброжелательными, но в то же время твердыми, устойчивыми к любым жизненным ситуациям, радоваться каждому дню, держать эмоции под контролем. Родители воспитывали детей своим примером, отношением к жизни, к труду. Пример всегда действует сильнее, чем слова. Дети многодетной семьи учатся быть одним целым: участвовали в воспитании друг друга, учились ответственности, выросли, так же поддерживая друг друга. Каждый имел свои обязанности. Требование родителей сделать свою работу точно, в срок, ни на кого не перекладывая, неукоснительно выполнялось. Эти качества помогло всем младшим Ильиным найти свое место в жизни.

       

Школьные годы чудесные

     

Школа… Каким теплом и светом, какой нежностью и радостью наполняется сердце каждого, когда он слышит это простое слово. Чаще всего в школе мы приобретаем близких друзей, учимся ответственности, развиваемся духовно и физически.

    «Образование — прочный фундамент в жизни человека, определяющий его успешность в будущем не только в личном плане, но и в масштабах страны. Летят годы, но мы, дети 60-70х, всегда с восторгом вспоминаем о пионерской организации, о комсомоле. Помним, как в первом классе принимали в октябрята, в третьем — в пионеры.

      Закончила я Верхневилюйскую среднюю школу № 1 имени Исидора Барахова. Живым примером для меня являются мои учителя. В школе больше с интересом учила историю, физику, русский язык, старалась добиваться всего сама, играла в баскетбол, волейбол, каталась на лыжах, летом не слезала с велосипеда, любила читать книги про сильных духом людей», — рассказывает моя собеседница.

«Жизнь нам преподносит бесценные уроки. Я, как и многие сельские дети в 4 классе научилась доить коров, после уроков бежала домой помочь маме, затем быстро закончив дела, возвращалась обратно в школу.

Наши учителя воспитывали в нас патриотизм, учили уважать старших, ответственно готовили к будущей жизни. Авторитет учителя, его статус был ни с чем несравнимо высоким. Раньше у нас были идеалы воспитания в пионерской организации и в комсомоле, цели, к которым мы стремились, агрессии, ненависти не было. Фильмы про войну воспитывали чувство преданности Родине. Обучаясь у таких учителей нельзя было стать равнодушным человеком, возможно, это и стало главной причиной выбора моей профессии», — рассказывает дальше Феодосия Васильевна.

Феодосия Васильевна уверена, что каждому дается возможность творить свою судьбу, жизненный путь человек определяет сам.

 

Студенческие годы — школа жизни

 

Феодосия Васильевна уже в старших классах решила стать учителем и поступила в Магаданский педагогический институт. Очень любила литературу, перечитала почти все книги в районной библиотеке и у соседей. Много писала, сочиняла стихи и по примеру любимых учителей Веры Алексеевны, Валентины Ивановны мечтала работать с детьми.

         В далекое знойное лето 1971 года, сдав выпускные экзамены с отличными оценками, Феодосия Ильина оказалась в храме науки, где преподавали ученые, профессора с громкими именами. Это была целая плеяда настоящих мастеров, у которых была своя школа, многие из них были из поколения эвакуированных в годы войны из Москвы, Ленинграда и других российских городов.

Институтские годы — это не только лекции, семинары и бесконечное количество различных работ — это еще и насыщенная студенческая жизнь, жизнь полная новых знакомств, эмоций и незабываемых впечатлений. Организаторские способности прирожденного лидера проявились с первых дней студенчества.

        «Прошло много лет с тех пор, как мы покинули стены Магаданского института, ставшего для нас, 12 однокурсниковякутян, родным. Как не хотелось расставаться с любимыми преподавателями, друзьями, городом. Сейчас наши девочки все работают по специальности, выпустили не одно поколение учеников. И все мы с огромной теплотой, любовью и благодарностью вспоминаем студенческие годы», — заканчивает свой рассказ о Магадане Феодосия Васильевна.

 

Любовь, как цветущая сакура

 

«В виде поощрения в 1981 году была рекомендована в состав делегации комсомольских активистов из Якутии, выезжающей в Японию. В поездке были комсомольские лидеры из всех 15 союзных республик», — вспоминает Феодосия Васильевна.

Каково же было ее удивление, когда летом этого года, принимая у себя Президента Женского университета Сева г. Токио гжу Марико Бандо, Феодосия Васильевна узнала, что 32 года назад именно по инициативе ее гостьи состоялась эта незабываемая судьбоносная поездка в страну восходящего солнца. Воспоминания помогли восстановить фотографии из семейного альбома Габышевых, на которых запечатлены красивая девушка с карими глазами, с модной прической и статный молодой человек.

«В Японии встретились с будущим мужем Святославом. Он тогда был заместителем руководителя группы от Областного комитета комсомола. Тогда такие проекты часто практиковались для обмена опытом, — продолжает она.

«Я влюбился в Феодосию с первого взгляда и витал в волшебной сказке», — спустя годы скажет Святослав Сергеевич Габышев.       

«Я верю в судьбу, верю в любовь. Со Святославом Сергеевичем родили двоих детей. Они росли очень самостоятельными. Я всегда придерживалась принципа Макаренко: «Даже когда отсутствую, воспитываю». Всегда много работала. Когда занималась наукой, засиживалась до пяти утра. Сейчас могу работать до двух ночи. Я поехала в аспирантуру, оставив сына у родителей, когда ему было пять месяцев. Когда родила дочь, заканчивала кандидатскую. Это было хорошее время: ухаживала за ребенком, писала. Через год уже вышла на работу и представила кандидатскую на обсуждение.

      Муж — лидер в семье. У него большой опыт руководящей работы в Обкоме комсомола, Госкомспорте, Совмине. Сейчас — помощник заместителя Председателя Правительства. Меня поддерживает его вера в меня и сдержанное мужское участие в моей профессиональной деятельности.

Только любовь помогла преодолеть великое горе — потерю 25-летнего любимого сына! Когда на 9 дне над его могилой очень низко пролетели 3 стерха и очень долго синхронно поднимались вверх, мы все, молча, прощались с душой нашего Сережки.

 Я и раньше могла «ходить по разбитому стеклу», выдержать трудные диалоги на прочность перед министрами, членами диссертационного совета.

В 2001 году после скандальной передачи Елены Масюк на Российском телевидении я защитила докторскую диссертацию в Москве перед большим диссертационным советом при участии докторов не только педагогических, но и социологических, медицинских, философских и психологических наук. Время было очень сложное на фоне обострившейся политической ситуации. Многие якутяне до сих пор с ужасом вспоминают эту передачу. У членов диссертационного совета тоже были предвзятые мнения, что у нас по национальным вопросам есть серьезные проблемы. Задали около тридцати вопросов. Об этом хорошо знает У.А.Винокурова, которая была официальным оппонентом на защите моей докторской диссертации. Меня тогда здорово поддержал сын Сергей. Он тогда учился в Москве. Рано утром приезжал ко мне, к Гришиным, у которых я жила, помогал наладить компьютер, набирать тексты».

  Феодосия Васильевна нужна была своему народу, который верил, что все изменится к лучшему. И многое менялось, решались проблемы других людей. По вечерам еле добиралась до дома. Жить не хотелось, лишь шептала: «Прости, сынок…»… По утрам, превозмогая душевную боль, с первыми лучами солнца вставала с постели. Шла на кухню, готовила завтрак, сервировала стол. Слезы лились от боли, но она их не замечала…

 Для других она всегда сильная и мудрая женщина с доброй улыбкой. Она ничего не боится, она строгая, принимает решения быстро. Ей незнакомы слова: «невозможно» и «не по силам». Она все выдержит, со всем справится. «Слава Богу, есть люди, которые верят в меня, восхищаются моей работоспособностью, увлеченностью тем, что я делаю! Без интеллектуальных диалогов мне скучно. Мне каждый раз нужны новые проекты! Новые идеи! Постоянная творческая деятельность!» — делится сокровенным Феодосия Васильевна.

Путь к восхождению — призыв судьбы

 

«После окончания Магаданского института я начала педагогическую работу в Сунтарской средней школе № 2, директором которой была замечательный педагог, заслуженный учитель РФ, отличник народного образования РСФСР, кавалер ордена «Знак Почета» Лия Николаевна Саввинова.

Мы, молодые педагоги, были увлечены активной комсомольской жизнью. Будучи председателем районного Совета молодых учителей, я работала в тесном контакте со всеми педагогическими коллективами школ района. Хорошо помню директора школы № 1 Семена Александровича Зедгенидзева, который всячески поддерживал молодых коллег. Считаю, что именно в Сунтаре были заложены основы всей моей последующей деятельности. И сейчас, спустя годы, с большим чувством благодарности встречаю бывших коллег-сунтарцев, которых, на мой взгляд, отличают широта души, основательность, бережное отношение к культуре и истории», — вспоминает начало трудовой деятельности Ф.В. Габышева.

Лев Толстой выразил такую мысль: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если учитель имеет только любовь к ученику как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель».

В школе класс Феодосии Васильевны был самым зеленым и цветущим даже в лютые морозы. Молодую учительницу восхищали и покрытые густыми ворсинками листья, и скромные цветы, и нежные бутоны, появление которых она связывала с силой и глубиной своих чувств. Однажды вырастила китайскую розу — дома у себя посадила корешок, мол, приживется или нет, а выросло целое дерево. В деревне об этом знали все, часто сельчане несли ей цветы. На лето она их раздавала ученикам. Осенью цветы возвращались пожухлыми, «они без Вас скучали», — находчиво оправдывались ученики, а в руках своей хозяйки цветы вновь оживали.

В Сунтаре Феодосия Васильевна была руководителем Ассоциации молодых учителей. Самым первым детищем организации стала Школа молодого педагога, так сказать, интенсивный ликбез для вновь пришедших в сферу образования. Ведь, приходя в школу, молодой учитель сталкивается с различными проблемами — работа с родителями, документация, планирование времени, составление поурочных планов, использование технических средств обучения, налаживание дисциплины, педагогические чтения. Эти вопросы и рассматривались на занятиях, которые проводились на базе разных школ. Для Феодосии Васильевны Ассоциация была как семья. Молодые педагоги всегда поддерживали друг друга, выходили на коммунистические субботники по заготовке корма, заменяли доярок на ферме, проводили спортивные соревнования, фестивали художественной самодеятельности, читательские конференции. Благодаря такой активной форме работы она приобрела и знания, и друзей, а главное — опыт организаторской деятельности. Именно такие сообщества решали задачи, которые порой не под силу ни начальству, ни работающему в одиночку. Таким образом, создавалась благоприятная атмосфера, люди чувствовали себя нужными, значимыми. Феодосия Васильевна помнит, как в первый раз провела районную учительскую конференцию в Нюрбе и семинар в Тойбохое. 200 рублями, доверенными ей председателем райкома профсоюзов Иваном Тимофеевичем, смогла распорядиться так, что и на организацию конференции хватило, и учителям на ручки и блокнотики.

Работа молодой учительницы кипела с комсомольским задором. Комсомол воспитал честность, трудолюбие, целеустремленность, ответственность. «Я получила прекрасный урок важности простой человеческой поддержки, когда заслуженный учитель РСФСР Николай Васильевич Егоров, побывав на моих уроках, посоветовал попробовать себя в науке. Я тогда подала заявку на участие в конкурсе, проводимом Научно-исследовательским институтом национальных школ Министерства просвещения РСФСР на место научного сотрудника в Якутском филиале. Все наши документы направлялись в Москву на рассмотрение Ученого совета головного института. У меня был хороший диплом, но был большой минус — отсутствие жилья в Якутске. Несмотря на это, Ученый совет в Москве из шести претендентов выбрал мою кандидатуру. Теперь от меня ожидали не меньшего успеха, и не оправдать эти ожидания было нельзя. После такой живой и подвижной школьной жизни, активных молодежных мероприятий, вначале работа в институте показалась однообразной, но мысль о том, что маститые ученые поверили в меня, не позволяла расслабляться ни на минуту. Я не имела права подвести коллег, родных, всех тех, кто поддержал меня», — вспоминает Феодосия Габышева.

Когда дочке исполнился годик, отправилась в Москву на обсуждение кандидатской диссертации, спустя полгода — на защиту… Тема ее кандидатской диссертации по методике преподавания русского языка в национальной школе актуальна и в наше время. Об этом во введении сказано: «Современное состояние и условия дальнейшего развития образовательного пространства России кардинально изменили требования к системе общего среднего образования. Появились новые потребности, отражающие, прежде всего, стремление России соответствовать стандартам мирового сообщества».

В марте 2003 года Феодосия Васильевна была назначена министром образования. Как и у любого руководителя у нее были свои планы, приоритеты, подходы. «По моему мнению, образование должно быть действительно качественным. Оно должно начинаться не с первого класса, а с детского сада и не заканчиваться дипломом о получении профессии. Важно также обратить внимание на личность педагога. Сегодня мы ставим для себя задачу готовить таких учителей, которых ждут в школе. Хороший результат будет зависеть от того, как ответственно, требовательно мы будем относиться к своей работе. Очень важно подготовить кадры, которые впоследствии могут изменять условия жизни в регионе, а также развивать те отрасли хозяйства, которые были заложены еще в далеком прошлом. Задачи сохранения и развития культурного и духовного наследия народов, содействие разностороннему диалогу их культур, формирование у каждого члена общества стимула к активной жизненной позиции должны решаться комплексно. Площадь нашего региона огромная, большая ее часть населена слабо. Тем не менее, мы должны сохранять поселения, разрушать их — это не выход из ситуации. Закроется школа — умрет село. Поэтому мы разработали специальные нормативы для кочевых и сельских малокомплектных школ. Результат — все школы сейчас работают. Что касается уровня зарплаты педагогов, то здесь применяется политика социальной поддержки. Была создана методика с учетом места и условия работы. Отмечу, что уже в 2006 году удалось найти бюджетные средства для повышения зарплаты учителей. Сейчас повышается зарплата и работников детских садов, и педагогов дополнительного образования. Конечно, далеко не все рождалось и создавалось гладко, много было противоречий, упорного труда и разочарований. Я всегда имела свою точку зрения, которая иногда не совпадала с мнением большинства. За каждую крупинку успеха или даже просто положительного результата приходилось напряженно, настойчиво бороться, убеждать и доказывать. Если успехи воспринимались как должное, неудачи не прощались. Иногда я приходила в отчаяние, показывать которое не имела права. Напротив, собрав все силы, старалась оставаться приветливой и доброжелательной. Решающую роль в укреплении авторитета на посту министра сыграло то, что я всегда брала личную ответственность за итоги работы всего министерства, отстаивала интересы коллег. Орден «Знак Почета», врученный мне Президентом страны В.В.Путиным, является признанием общих заслуг на федеральном уровне».

Было много планов в системе образования, в том числе по международным и другим масштабным проектам, но неожиданно Президент Егор Афанасьевич Борисов предложил работать заместителем Председателя Правительства. «С одной стороны предложение было неожиданным, а с другой, наверное, видели во мне обязательного, ответственного, подготовленного человека», — говорит сегодня Феодосия Васильевна.

Высокой оценкой ее работы на посту министра прозвучало и высказывание Вячеслава Анатольевича Штырова, что она одна из самых надежных министров.

На новой должности Феодосия Васильевна первостепенной задачей сочла нужным использовать наработанный опыт и, опираясь на него, учитывать ресурсы, резервы каждой отрасли: образования, науки, инноваций, культуры, спорта, семьи, социальной поддержки детей-сирот, языковой ситуации и т.д.

 Мужчины любят утверждать, что женщине не место в политике, что политика — бой без правил, слабым в ней нет места. Несмотря на демократию и борьбу за равенство в правах с мужчинами, современным женщинам-политикам действительно приходится нелегко. У многих они как бы вызывают недоверие. Но представительницы прекрасного пола доказали, что решение проблем мирового масштаба подвластно не только жестким, критическим, мужским умам, но и хрупким, нежным женским сердцам. Жизнь женщины-политика — это работа. Если некоторые работают, чтобы жить, женщины-политики живут, чтобы работать. Они «ведут за собой, а не следуют», упорно работают над собой, не признают слов вроде: «Я не могу» или «Это слишком трудно». И у нашей героини вся жизнь в работе, в преодолении трудностей.

У Феодосии Васильевны огромная воля, настойчивость, великая работоспособность и упорство. Она зачастую работает по двадцать часов в сутки, иногда рабочий день продолжается до утра. Поэтому она и доводит до конца начатое дело и добивается наилучших результатов. Женщина-руководитель — деловая, требовательная, сильная, но женщина, которой не чужды и чисто женские интересы и слабости.

Ее отличают целеустремленность человека, умеющего видеть будущее и организовать во имя его достижения работу многих коллективов, глубокое знание содержания своей деятельности, логика рассуждений, способность превратить идею в проект. А проект — в реальный образец, решающий практическую задачу, которая еще вчера казалась неразрешимой.

 

Александра ГРИГОРЬЕВА, Мирный

20 декабря, 2013 Без рубрики

Добавить комментарий

*