Народ и санкции едины

30 сентября, 2014 в 0:39
Санкции

Россияне готовы и впредь отказываться от импортных продуктов

Антироссийские санкции и встречные контрсанкции не сбили патриотической волны: большая часть граждан готова отказаться от импортной еды. При этом популярность Владимира Путина остается стабильно высокой. Такие настроения среди граждан выявили эксперты Центра политического анализа (ЦПА) при помощи социологов ВЦИОМа. Экономисты связывают эти настроения с тем, что реальные последствия санкций для большинства граждан пока не наступили.

Российский ответ на санкции стран Запада одобряют 84% граждан, как сообщил гендиректор ЦПА Павел Данилин. Причем большинство из них считали подобные шаги крайне нужными еще до того, как российские власти на это решились. Легкость, с которой общество отказалось от импорта, объясняется тем, что от 50% до 80% граждан санкций на себе не почувствовали: они просто не покупают те продукты, которые запрещены к ввозу. К примеру, испанский хамон не покупают 85% граждан (покупают 10%). Причем 8% покупают, но готовы от него отказаться. Только 2% хотят, чтобы хамон остался в их рационе.

Россияне готовы отказаться и от других импортных продуктов, которые пока не включены в санкционный список. 88% опрошенных готовы расстаться с норвежской селедкой, 79% — с испанскими апельсинами и мандаринами, 93% — с украинским салом, 92% — с кока-колой.
К чему привели санкции в отношении России
Большинство россиян отметили, что за последние два месяца выросли цены на продукты, бензин и жилищно-коммунальные услуги, выяснил ВЦИОМ

Самыми дисциплинированными оказались сторонники «Единой России», которые продемонстрировали в ходе опросов ровный «патриотизм» по всем видам продуктов — как «санкционным», так и пока «не санкционным». Чиновники тоже в числе самых патриотичных социальных групп, но у них выявились слабости: любят сыр пармезан, семгу, суши и не хотели бы от них отказываться. А среди избирателей ЛДПР оказалось неожиданно много «сибаритов». Так, 36% сторонников Владимира Жириновского (который постоянно заявляет, что «нам нужен квас») не хотели бы отказываться от кока-колы, а также от немецкого пива (42%) и норвежской селедки (33%). Но больше всего сторонников немецкого пива в стане левых: почти половина сторонников КПРФ и 60% сторонников «Справедливой России». А «гастрономическим протестом» охвачены всего 11%.
Боятся ли санкций россияне
По данным ВЦИОМа, 84% граждан одобряют «ограничения на ввоз в Россию сельхозпродукции, сырья и продовольствия из стран, которые ввели санкции в отношении нашей страны». Лишь 9% выступили против такой политики

Несмотря на то что респонденты отметили повышение цен, рейтинг Владимира Путина остается по-прежнему высоким. Неделю назад, по данным ВЦИОМа, деятельность президента одобряли 88,7% россиян. «Это рейтинговый холодильник»,— заявил руководитель научных проектов ЦПА Вячеслав Данилов. По его словам, в свое время такие же длительные периоды стабильно высокой популярности были у английского премьера Маргарет Тэтчер после успешной военной операции на Фолклендских островах (1982 года), а также у президентов США Буша-старшего и Буша-младшего по итогам военных операций в Кувейте (1990–1991 годы) и Ираке (2003–2011 годы). Насколько длительным будет этот период у господина Путина, эксперты прогнозировать не берутся, так как сейчас «повестка дня меняется стремительно».
Что вырастет из санкций
Доцент МСХА имени Тимирязева, издатель портала AgroNews Игорь Абакумов размышляет об эффекте продовольственных санкций России

Экономисты тоже не дают каких-либо прогнозов о возможном развитии общественных настроений. Ведь граждане видят последствия лишь тех «санкций, которые касались отдельных групп товаров», пояснил “Ъ” декан факультета экономики МГУ Александр Аузан. Но есть «санкции, которые бьют по российской экономике в целом», последствия которых простые граждане пока не ощутили. Если же наступят общеэкономические последствия, то «припишут ли граждане их санкциям — это открытый вопрос», полагает господин Аузан. «Последствия могут стать ощутимыми в ноябре—декабре,— заявил “Ъ” директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.— Тогда и можно будет замерять реакцию общества и судить о стабильности рейтингов».

Виктор Хамраев
http://kommersant.ru/doc/2578510

30 сентября, 2014 Главные новости Новость дня

Добавить комментарий

*