От кордебалета до «звезды звезд»: что пережила Майя Плисецкая на пути к славе

4 мая, 2015 в 2:00
майя

В Германии от сердечного приступа скончалась легенда балета Майя Плисецкая. РБК Lifestyle вспомнил знаковые роли артистки и ее лучшие цитаты, перечитав все ее интервью за последние несколько лет.

Жизнь и сцена

«Для меня самое главное — не ногу задрать, а быть артисткой». И ей Майя Плисецкая стала безоговорочно, хотя путь к театральным подмосткам не был простым. Когда девочке было 12 лет, ее отца осудили и расстреляли, а мать выслали в лагерь для жен изменников родины. Чтобы Майю не отдали в детский дом, ее удочерила тетя по материнской линии — солистка Большого театра Суламифь Мессерер. Спустя пять лет именно в труппу Большого зачислят начинающую артистку балета, правда поначалу — только в кордебалет. Задержится в нем Плисецкая ненадолго. Роль Маши в «Щелкунчике» Чайковского — свою первую главную партию — балерина станцевала уже в первый сезон работы в театре. А позднее артистке доверят выступить и на дне рождении Сталина.

В 1962 году Майя Плисецкая отправилась в свои первые зарубежные гастроли. До это балерина была невыездной. Хотя официально поездки за границу ей не запрещали, но каждый раз под разными предлогами ее не выпускали. В ту поездку Плисецкую представили президенту Джону Кеннеди. Ходили слухи, что к приме совецкого балета был неравнодушен брат главы США — Роберт Кеннеди. Правда тогда балерина уже была замужем за композитором Родионом Щедриным. Они познакомились в театре в марте 1958 года. Тогда по просьбе своей подруги Лили Брик Плисецкая забронировала два билетика на фамилию Щедрин. А уже в октябре пара поженилась.

 

С Робертом Кеннеди Плисецкую связывали лишь дружеские отношения. В день его гибели 6 июня 1968 года Плисецкая должна была выступать в нью-йоркской «Метрополитен-опера» «Спящую красавицу». Но в знак траура по другу она поменяла спектакль на «Умирающего лебедя». Такое пожелание русской балерины зал приветствовал стоя.

 

В Большом театре Майя Плисецкая прослужила 45 лет. Одной из самых запоминающихся стала ее роль Одетты-Одилии в «Лебедином озере». Одетта в ее исполнении со временем стала мировой легендой. Руки Плисецкой сравнивали с зыбью воды, а критики называли пластичность балерины «нечеловеческой».

 

Одной из самых желанных ролей самой балерины была Кармен. Идеей создать балет о любимой героине она пыталась завлечь Дмитрия Шостаковича, но тот отказался. В итоге в качестве композитора выступил Родион Щедрин. Премьера состоялась 20 апреля 1967 года, а уже на следующий день министр культуры Екатерина Фурцева балет запретила. Постановку признали вызывающе новаторской, а главную героиню — чертовски сексуальной. Фурцева назвала Плисецкую «предательницей балета» и предрекла —  «Ваша Кармен умрет». На что балерина смело парировала: «Кармен будет жить, пока жива я». После обещаний «сократить все шокирующие эротические поддержки» Фурцева сдалась и разрешила спектакль, который прошел в Большом больше сотни раз.

 

Сцену Майя Плисецкая покинула в возрасте 65 лет — рекорд для балерины. Причем ушла она с нее ненадолго.

В день своего 70-летия Плисецкая дебютировала в специально написанном для нее номере французского балетмейстера Мориса Бежара «Аве Майя».

 

Помимо театральных подмостков Плисецкая выходила и на подиум, а в СССР считалась иконой стиля. Именно она ввела моду на широкие пальто с высокими сапогами. А еще была первой женщиной в Союзе, у кого было короткое манто из белой норки. Плисецкая была дружна с Пьер Карденом и Ив Сен-Лораном, а Коко Шанель и вовсе называла себя поклонницей балерины. Для Плисецкой даже был устроен специальный показ новой коллекции в бутике Chanel, из которой ей разрешили выбрать любые понравившиеся наряды.

 

Слова

 

«Если ты чем-то занимаешься, нужно к этому иметь способность, нужно иметь желание, усидчивость. Усидчивость не в прямом смысле слова, чтобы сидеть за столом. Смотря какая профессия. Но нужно работать, нужно преодолевать, потому что легко дается мало что».

Эхо Москвы, 26 ноября 2000

«Заниматься любимым делом, к которому есть способность это великое счастье. Человек, который занимается по нужде, по принуждению не своим делом, — это мучение».

Эхо Москвы, 26 ноября 2000 

«Мой отец, которого расстреляли в 1938 году, верил, что система человеческих отношений в новом строящемся обществе будет справедливее, чем в прошлых веках. Но десятилетия идут, а система человеческих отношений к лучшему не меняется».
Новые Известия, 14 февраля 2011

«Покойный мой брат Александр когда-то сказал Щедрину (композитор Родион Щедрин — муж Майи Плисецкой — ред.), что за долготерпение он достоин звания Героя Советского Союза. Это правда: ему со мной нелегко».

Интервью журналу People’s

«Разочарований в этой жизни было много, но единственное, что меня никогда не разочаровывало, — это моя профессия. Я танцевала всегда только для зрителей. После ухода со сцены не танцевала ни разу. Что-что, а танцевать для себя мне в голову не приходило.
Новые известия, 14 февраля 2011

«Я с детских лет не в ладах с неправдой. Она меня коробит пуще красной тряпки. И в искусстве, и в жизни».

Известия, 9 июня 2004

«Если говорить об искусстве, то здесь не может быть ни прогресса, ни регресса: Бог дает человеку что-то или не дает. Выработать искусственно талант нельзя, а технику — пожалуйста».

Российская газета, 20 декабря 2012

«Душа — это не вырабатывается. Как прыжок. А интеллект, жизненный опыт, конечно, приходят».

Спорт-экспресс, 12 февраля 2012
«
Я бы не сказала, что я уж очень дисциплинированный человек. Конечно, я не разогревалась перед спектаклем горячим душем, как одна прима-балерина, но я помню, как Елена Михайловна Ильющенко мне кричала: «Боже мой, уже третий звонок, а она еще только красит ресницы».
Известия, 9 июня 2004

«Я каждый раз поражаюсь, как ко мне относятся люди. Где бы ни была, везде — восторженные глаза, аплодисменты. Это нельзя сыграть. Видно, что люди искренни. Я для этого жила и живу…».
Аргументы и Факты, 3 февраля 2011

 

Майя Плисецкая выпустила три книги, в которых рассказывала о своей жизни: «Я, Майя Плисецкая» , «Читая жизнь свою…» и «Тринадцать лет спустя».

http://style.rbc.ru/news/art/2015/05/02/21059/

4 мая, 2015 Главные новости Культура

Добавить комментарий

*