Переменный «Дождь»

5 февраля, 2014 в 4:53
Дождь заставка

Телеканал «Дождь» предложил операторам, которые расторгли с ним договоры, работать на бесплатной основе. Это единственный способ выжить в условиях массового отказа операторов от сотрудничества. Будет тяжело, но только так телеканал сможет сохранить рекламные доходы, признают эксперты.

Руководители «Дождя» не планируют закрывать телеканал, рассказали во вторник генеральный директор «Дождя» Наталья Синдеева и главный инвестор канала Александр Винокуров. Массовый отказ крупнейших операторов от сотрудничества с «Дождем» мог спровоцировать закрытие канала. В результате телеканал потерял около 85% охвата аудитории.

В качестве альтернативного способа работы с операторами Винокуров предложил им доступ к частоте «Дождя» на бесплатной основе. Синдеева пообещала, что телеканал будет вести с операторами переговоры до тех пор, пока они не согласятся на такие условия.
Вероятность «Дождя»

Руководство телеканала «Дождь» провело пресс-конференцию, на которой стало известно о дальнейших перспективах вещания. Накануне последний… →

До этого «Дождь» в течение недели под разными предлогами исключили из пакетов вещания «Эр-Телеком» (сеть «Дом.ру»), «Акадо», «НТВ-Плюс», «Ростелеком» (бренды OnLime и «Твое ТВ»), «Билайн ТВ», МТС и «Континент ТВ». Всего у «Дождя» 273 договора с кабельными операторами. Из них 252 продолжают вещать. Но проблема в том, что «Дождь» отключили крупнейшие телеканалы, пояснил на конференции Винокуров.

Самым драматичным стало отключение канала от «Триколор ТВ». Если бы оператор не расторг контракт с телеканалом, «Дождь» мог бы продолжить работу в прежнем режиме, говорит Винокуров.

Формальным поводом для массового отказа операторов в сотрудничестве c «Дождем» послужил опрос, проведенный 26 января в эфире и на сайте телеканала, приуроченный к 70-летию снятия блокады Ленинграда. Зрителям предложили ответить на вопрос: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?» Опрос вызвал широкое негодование как со стороны общественности, так и со стороны чиновников и партнеров «Дождя».

По словам Синдеевой, опрос продолжался всего 12 минут — решение о том, что нужно снять опрос, было принято быстро. Впоследствии телеканалу пришлось принести извинения перед зрителями, и, чтобы реабилитироваться в глазах общественности, «Дождь» провел телемарафон на тему любви к родине. Но, видимо, эти меры не помогли телеканалу восстановить репутацию.

На операторов было оказано давление, полагают руководители «Дождя». Среди причин, вызвавших недовольство, Винокуров назвал публикации блогера Алексея Навального о дачах членов «Единой России».

«Просто искали повод. В какой-то момент пытались давить на фотографию Доку Умарова, затем развивали историю с моим бывшим бизнесом. На самом деле ТК «Дождь» закрыли. Все государственные СМИ заявили, что не надо канал закрывать, но другой рукой на самом деле закрыли», — говорит Винокуров.
«Дождь» под вопросом

Прокуратура и Роскомнадзор обратили внимание на телеканал «Дождь», вещание которого накануне приостановили ряд крупных кабельных и спутниковых сетей… →

Часть операторов заявляла, что расторгла контракт с «Дождем» по экономическим причинам, другая часть — из-за «испорченной опросом» репутации канала. Представитель «Ростелекома» сообщил Винокурову еще в ходе конференции, что оператор готов возобновить сотрудничество с «Дождем» на бесплатной основе, если канал восстановит свою репутацию. «Ростелеком» уточняет, что расторгнул договор не по экономическим причинам.

В МТС «Газете.Ru» сообщили, что готовы изучить вопрос включения телеканала «Дождь», исходя из анализа рейтинга телеканала, объема транслируемой каналом рекламы и существующего предложения новостных каналов для абонентов в сети МТС. Оператор отказался от сотрудничества с «Дождем» после того, как он перешел на платную модель подписки.

Представители Национальной спутниковой компании (бренд «Триколор ТВ»), «Акадо», «ЭР-Телеком», «Вымпелком» и «Мегафон» отказались комментировать предложение «Дождя». Пресс-служба «Акадо» уточнила, что компания может быть готова дать комментарии завтра. Получить комментарий представителей «НТВ-Плюс» корреспонденту «Газеты.Ru» не удалось.

По политическим причинам или репутационным, но операторы отказались работать с «Дождем», их решение поставило под вопрос финансовое состояние телеканала.

Сейчас «Дождь» убыточный, но через два года он мог бы выйти на самоокупаемость, говорит Винокуров. По данным СПАРК, чистый убыток телеканала «Дождь» в 2012 году сократился в полтора раза и составил 124,38 млн руб. (209,5 млн руб. по итогам 2011 года). При этом выручка телеканала в минувшем году возросла до 285,58 млн руб. (в 2011 году — 77 млн руб.).
«Дождь» не внушает оптимизма

Телеканал «Дождь» лишается вещания в крупных кабельных сетях: операторы «Акадо» и «Дом.Ru» уже исключили его из своих пакетов… →

О финансовых проблемах телеканала «Дождь» Винокуров заявлял еще в 2013 году. Для того чтобы увеличить доходы, телеканал перешел на платную модель финансирования по аналогии с телеканалами CNN, Fox News, MSNBC. Эта модель предполагает, что оператор должен выплачивать определенную сумму в месяц за каждого абонента, имеющего возможность смотреть канал в соответствующих пакетах, а остальную часть прибыли телеканал получает за счет рекламодателей. Также в 2013 году телеканал ввел платную подписку, ограничив доступ к прямым трансляциям только для подписанных пользователей.

Однако в случае с «Дождем» подобное финансирование имеет немного другую структуру — только 25% всех доходов телеканал смог бы заработать с помощью продажи контента операторам. Отключение от сети крупнейших операторов лишило телеканал возможности получить эти средства. В качестве еще одного из возможных вариантов решения проблемы он рассматривал слияние телеканала с другим активом инвестора — интернет-изданием Slon.ru. После объединения активов Винокуров рассчитывал либо продать долю в объединенной компании, либо провести IPO на Московской бирже. Но найти инвесторов оказалось слишком сложно. «Газете.Ru» Винокуров рассказывал, что интерес к активам проявлялся регулярно, только договориться с потенциальными покупателями не удавалось, а выход на биржу мог привлечь дополнительные сложности — публичных размещений СМИ не было с 2008 года, а инвесторы, как правило, очень чувствительно относятся к контенту СМИ, котирующихся на бирже.
Слияние под «Дождем»

Телеканал «Дождь» и интернет-издание Slon.ru могут объединиться, после чего акции компании будут размещены на Московской бирже. Кроме… →

Винокуров рассматривал возможность проведения IPO до последнего момента. Но события, связанные с отказом операторов работать, вынудили изменить планы, сказал Винокуров «Газете.Ru». «Мы готовили бизнес-план, который можно было бы показать инвесторам — либо частным инвесторам, либо большой группе инвесторов. Никакого специального решения по этому поводу не было. Но то, что нам нужны были инвестиции для того, чтобы сделать апгрейд студии, было очевидно, — говорит он. — Мы находимся в ситуации некоторой определенности по поводу того, сколько времени мы сможем находиться на «Красном Октябре». Сейчас мы продлеваем договор аренды на три года».

В конце 2012 года «Дождь» также принимал участие в конкурсе на второй мультиплекс (бесплатный пакет цифровых ТВ-каналов), однако не смог его пройти. Фактически тогда телеканалу не хватило всего одного голоса. Участие во втором мультиплексе могло бы помочь телеканалу значительно увеличить аудиторию. В конце 2011 года бизнесмен Михаил Прохоров вел переговоры о покупке «Дождя» и других активов Винокурова: журнала «Большой город» и Slon.Ru. Но договориться о продаже доли владельцу холдинга РБК не удалось — Синдеева отклонила данное предложение. Если бы тогда слияние состоялось, возможно, телеканал сейчас не столкнулся бы с подобными проблемами.

Во время пресс-конференции Винокуров сообщил о том, что в 2012 году интересовался покупкой один из холдингов бизнесмена Алишера Усманова, но в переговоры компании не вступили, ограничившись встречей.

«Дождю» придется очень тяжело. В его дальнейшей судьбе слишком много неопределенностей, говорит генеральный директор TNS Gallup Media Руслан Тагиев.

«В случае если операторы согласятся на условия «Дождя» и будут работать с ним бесплатно, телеканал сможет получать доходы от рекламы на прежнем уровне, — прогнозирует Тагиев. — Второй вариант развития событий более негативный: если операторы отказывают в возобновлении сотрудничества с «Дождем» даже на бесплатной основе, то сокращение охвата компании может привести к значительному сокращению и рекламных средств».

http://www.gazeta.ru/business/2014/02/04/5880465.shtml

5 февраля, 2014 Новость дня

Добавить комментарий

*