Удар по Левиафану

24 января, 2015 в 6:12
Кино

«Солнечный удар» Никиты Михалкова в неравной борьбе с «Левиафаном» Андрея Звягинцева признан лучшим фильмом 2014 года экспертным советом кинопремии «Золотой орел».

Финал 13-го сезона кинопремии ҺЗолотой орелһ можно было бы назвать неожиданным. ҺЛевиафанһ Андрея Звягинцева, не только самый титулованный, но и самый обсуждаемый и осуждаемый российский фильм прошлого года, претендовал на победу в десяти номинациях, но в итоге получил лишь четыре статуэтки, и главной среди них не оказалось.

Члены одной из двух отечественных киноакадемий вручили Звягинцеву приз за режиссуру, Елена Лядова была признана лучшей актрисой, Роман Мадянов — лучшим актером второго плана, а Анна Масс — лучшим монтажером. И все.

Главный же приз — за лучший фильм — достался ҺСолнечному ударуһ Никиты Михалкова, пафосной экранизации рассказов Ивана Бунина и самой высокобюджетной картине из списка номинантов.

Российские премии часто хвалятся не интригой, а ее отсутствием: обычно выделяется один фаворит, который и забирает весь призовой урожай. На сей раз ҺЗолотой орелһ как будто решил выбраться из этой колеи и устроил нешуточную битву.

Из пяти картин, выдвинутых в категории Һлучший фильмһ, на победу по большому счету могли рассчитывать три: ҺЛевиафанһ, ҺСолнечный ударһ и ҺБелые ночи почтальона Алексея Тряпицынаһ Андрея Кончаловского.

Представленный в этой же категории ҺWeekend (уик-энд)һ Станислава Говорухина до их уровня все же не дотягивал, а номинация ҺЗвездыһ Анны Меликян выглядела реверансом со стороны умудренных академиков Һновой женской волнеһ, которую премия в этом году вообще обошла стороной.

Кадр из фильма ҺЛевиафанһ

При этом ҺБелые ночиһ и ҺСолнечный ударһ уступали ҺЛевиафануһ и по количеству наград различных международных форумов (чего стоит только второй за последние полвека ҺЗолотой глобусһ, полученный советско-российским кинематографом, или первая за последние восемь лет номинация на ҺОскарһ), и по накалу страстей, достигших максимума прямо накануне вручения ҺОрловһ. Отметился даже пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, который перед началом церемонии заявил, что поручил своим помощникам скачать и пересказать ему содержание фильма Звягинцева.

Итоговое распределение наград выглядело желанием наградить всех — Һпусть никто не уйдет обиженнымһ, — которое так и осталось лишь желанием, особенно с учетом резонанса от ҺЛевиафанаһ.

ҺСолнечный ударһ в итоге одержал чистую победу: в активе фильма Михалкова пять наград.

Но остальные номинации, в которых он победил (кроме Һлучшего фильмаһ), можно назвать техническими: лучшая операторская работа (Владислав Опельянц выиграл очный спор у Михаила Кричмана), лучшая работа художника по костюмам (Сергей Стручев), художника-постановщика (Валентин Гидулянов), а также лучшая музыка (Эдуард Артемьев, который соревновался сам с собой).

При этом Звягинцев удостоился Һутешительногоһ приза за режиссуру и оказался в двусмысленном положении — получилось, что лучший постановщик снял не самую удачную картину. Его соперниками в этой номинации были как раз Михалков с ҺСолнечным ударомһ и Кончаловский с ҺБелыми ночамиһ. Последнему (и его соавтору Елене Киселевой) достался приз за лучший сценарий, над которым, как рассказывал режиссер, работала целая группа Һошпаренныхһ авторов.

Зато многих удовлетворит решение жюри в актерских номинациях. Лучшими исполнителями главных ролей были признаны Александр Збруев, великолепно сыгравший в ҺКино про Алексееваһ Михаила Сегала центрального персонажа картины, и Елена Лядова, приковывающая к себе внимание в ҺЛевиафанеһ.

Исполнивший в этом фильме роль жуткого градоначальника Роман Мадянов взял заслуженный приз за роль второго плана. В параллельной женской категории наградой отметили Северию Янушаускайте — блестящую литовскую актрису, ради своей роли в ҺЗвездеһ выучившую русский язык.

Станислав Говорухин получил почетный приз за вклад в кинематограф, а его фильм был отмечен за работу звукорежиссера (Олег Урусов).

Кадр из сериала ҺОттепельһ

В телевизионных категориях такой интриги не оказалось, награда сразу нашла героя. Лучшим Һдлиннымһ (более 10 серий) телекино была признана ҺОттепельһ Валерия Тодоровского. Хит прошлогоднего телесезона, фильм о советских кинематографистах начала 1960-х, вышел в эфир очень неудачно (с точки зрения ҺЗолотого орлаһ) и в цикл прошлой премии не попал, а потому его чествование отложилось на год.

Успех ҺОттепелиһ в ноябре 2013-го был оглушительным: ее обсуждали буквально везде, а рейтинги телепоказа хоть и не зашкаливали, но выглядели весьма достойно. Шансов у соперников фильма Тодоровского — многослойного ҺКупринаһ и добротной, но несколько пресноватой ҺСтаницыһ — практически и не было.

Еще две награды достались ҺОттепелиһ за актерские работы.

Лучшей телеактрисой стала Виктория Исакова, которая конкурировала с Анной Чиповской, своей соперницей по фильму, а также с Марией Мироновой из исторического детектива ҺКрик совыһ. Евгений Цыганов также обыграл своего экранного партнера (Александра Яценко), а заодно и Сергея Пускепалиса из все того же ҺКрика совыһ.

Правда, сам мини-сериал в своей категории проиграл. Среди коротких (до 10 серий) сериалов не оказалось равных ҺБесамһ Владимира Хотиненко — экранизации одноименного романа Достоевского, премьера которого в мае прошлого года совпала с событиями на Украине и вызвала почти такое же обсуждение, как сейчас ҺЛевиафанһ. Конкуренцию ему помимо ҺКрика совыһ пыталась составить военная драма ҺГетеры майора Соколоваһ с Андреем Паниным в главной роли.

С ҺОрлаһ премиальный сезон в российском кинематографе только начинается. В феврале свои награды ҺБелый слонһ раздаст Гильдия кинокритиков, а в марте начнет свой отборочный цикл и вторая российская киноакадемия — Никаһ.
http://www.gazeta.ru/culture/2015/01/23/a_6385625.shtml

24 января, 2015 Главные новости Культура

Добавить комментарий

*