«50 оттенков серого» и 10 еще более смелых фильмов за 9 лет

12 февраля, 2015 в 1:15
blog_entry_729637

12 февраля в прокат выходит экранизация эротического бестселлера Э. Л. Джеймс, осуществленная другой знаменитой англичанкой Сэм Тэйлор-Джонсон. О том, чего из описанного в романе и почему не будет на экране, было известно задолго до премьеры. В связи с ней мы вспомнили, кто из кинематографистов отважился сделать то, на что «Серому» не хватило оттенков

Кинорежиссер Сэм Тэйлор-Джонсон совсем недавно была известна как Сэм Тэйлор-Вуд, виднейший современный художник, представительница — наряду с Дэмиеном Херстом, Марком Куинном и Трэйси Эмин — влиятельной группы ҺМолодые британские художникиһ (The Young British Artists), автор цикла ҺПлачущие мужчиныһ, выставлявшегося, помимо прочего, в Русском музее — на территории Михайловского дворца. Новая фамилия у Саманты появилась после брака с актером Аароном Джонсоном (он родился в 1990-м, примерно тогда, когда Сэм и Ко уже готовились к первым выставкам YBA), сыгравшим главную роль в ее дебютном полном метре ҺБыть Джоном Леннономһ) (Nowhere Boy, 2009). Некоторые поклонники режиссера Тэйлор-Джонсон надеялись, что и на главную роль в ҺПятидесяти оттенкахһ — роль молодого миллиардера Кристиана Грея, вступающего в опасную, насыщенную садомазохистскими играми связь с недавней студенткой Анастасией Стил, — она пригласит мужа: мол, тогда экранизация приобретет острые личные мотивы.

Но нет, ничего личного: Тэйлор-Джонсон просто выполнила свою работу, а актеры — американка Дакота Джонсон (дочь прославленной кинематографической пары Дона Джонсона и Мелани Гриффит) и ирландец Джейми Дорнэн — свою. Честно, без халтуры, но относиться к ҺПятидесяти оттенкамһ не как к бизнес-проекту, эксплуатирующему эротический голод зрителей, а как к произведению искусства лично у меня не получается. Я надеялся, что фильм станет современной инкарнацией видеопиратского культа 1980-х годов — великого киноклипа Эдриана Лайна Һ9 ½ недельһ (как минимум в качестве саундтрека Һ50 оттенковһ не уступают: оригинальная партитура Дэнни Эльфмана плюс хиты Энни Леннокс, Бейонсе и Синатры). Нет, ничего подобного: он иезуитски избегает минимальных культурных ассоциаций, сливаясь с невыразительным глянцевым дизайном интерьеров. Впрочем, любые критические изыскания в данном случае кажутся вопиюще неуместными. Что с того, что сам первоисточник — роман Эрики Леонард, более известной под претенциозным псевдонимом Э. Л. Джеймс, — просто дерьмово написан: его продажи превзошли ҺГарри Поттераһ и ҺСумеркиһ, за первым томом 2011 года уже последовали два сиквела — какая тут разница, как они написаны? То же с фильмом. Есть феноменально успешный литературный проект, заработавший свои миллионы примерно тем, на чем сделали скромные состояние перестроечные кооператоры (далее цитирую по переводу издательства ҺЭксмоһ): ҺЛюблю брюнеток, — шепчет Кристиан и запускает обе руки мне в волосы, обхватывая мою голову с двух сторон. Он жадно целует меня, его язык и губы сплетаются с моими. Я не могу сдержать стона, мой язык неуверенно тянется ему навстречу. Он обхватывает меня руками и привлекает к себе. Одна рука остается у меня в волосах, а другая опускается у меня по спине до талии, а потом ниже — на попу и мягко ее сжимает. Кристиан удерживает меня на уровне своих бедер, и я чувствую его эрекцию, которую он мягко толкает в меняһ. Теперь есть его экранизация, тоже — судя по предварительным продажам билетов в московских кинотеатрах — небезуспешная.

Люди часто ходят в кино, чтобы помечтать о невозможном в реальности: одни — о путешествиях во времени, другие — о наручниках и порке. Впрочем, как и положено в грамотном бизнес-проекте, мечты строго дозированы: задолго до премьеры всем благодарным читателям романа было объявлено, что экранизация Һсцены с тампономһ даже не рассматривается, мол, всякому безобразию есть свое приличие. Есть такая ужасно влиятельная Американская киноассоциация, объединение крупнейших кинопроизводителей, в котором есть особый отдел, раздающий фильмам возрастные рейтинги (возглавляет его некая Джоан Грэйвс, удивительно похожая на своих фрустрированных коллег из Госдумы РФ). Основных рейтингов пять, от G (General Audiences), то есть допускаются зрители всех возрастов, аналог нашего 0+, до NC 17 (No One 17 and Under Admitted) — лица до 17 лет не допускаются ни при каких обстоятельствах. Последнего рейтинга дистрибьюторы стремятся избежать: он ограничивает рекламную кампанию фильма и приводит к резкому сокращению экранов (а значит, и прибыли). Һ50 оттенков серогоһ с тампоном — это страшный NC 17, а без тампона — всего лишь R (Restricted): дети старше 12 лет допускаются в сопровождении родителей.

Мы проверили, что за фильмы попадали в избранный круг запрещенных Һдо 17һ в последнее время (в скобках указан год присвоения фильму соответствующего возрастного ограничения).

1. ҺЖизнь Адельһ (2013)

Обладатель ҺЗолотой пальмовой ветвиһ Каннского кинофестиваля, присужденной, на минуточку, жюри под председательством американского классика Стивена Спилберга. В ряде стран шел под названием комикса-первоисточника ҺГолубой — самый теплый цветһ: это точно, никакого сравнения с серым.

2. ҺУдачливый ублюдокһ (2013)

Режиссерский дебют телепродюсера Роберта Натана, работавшего на сериалах ҺСкорая помощьһ и ҺЗакон и порядокһ; судя по описаниям (в России он не демонстрировался и скачать его тоже пока невозможно), фирменный низкобюджетный трэш-триллер о сайте, предлагающем секс с порнозвездами.

3. ҺАдһ (2011)
Кадр из фильма ҺАдһ

Смачная криминальная комедия мексиканца Луиса Эстрады; шлюхи, наркотики и собаки с человеческой кистью в пасти — такие южные реалии.

4. ҺСтыдһ (2011)

Депрессивная драма Стива Маккуина, обладателя премии ҺОскарһ за Һ12 лет рабстваһ. ҺСтыдһ собрал под сотню всевозможных номинаций и принес сыгравшему плачущего сексоголика Майклу Фассбендеру Кубок Вольпи Венецианского кинофестиваля за лучшую мужскую роль.

5. ҺСербский фильмһ (2011)

Радикальная хоррор-комедия Серджана Спасоевича, действительно, сербский фильм, как и гласит название. Это, пожалуй, самый оправданный случай присвоения картине строгого рейтинга: в фигурирующем на экране new born porn действительно задействован новорожденный.

6. ҺНочной буйволһ (2009)

Мексиканская эротическая драма по одноименному роману Гильермо Арриаги, бывшего до ҺБёрдманаһ постоянным соавтором Алехандро Г. Иньярриту. Я не видел, насколько Һбезуменһ мир героев и жестока изображенная на экране Һвойна половһ, судить не могу.

7. Һ100 слёзһ (2007)

Умеренно мерзкий хоррор про клоуна-убийцу; ничего, на самом деле, выдающегося.

8. ҺВожделениеһ (2007)

Второй (после ҺГорбатой горыһ) фильм Анга Ли, побеждавший на Венецианском фестивале; именно ҺВожделениеһ перехватило главного ҺЗолотого льваһ у Һ12һ Никиты Михалкова. Эротические сцены, так смутившие комиссию по рейтингам, несколько теряются на фоне больших исторических событий (место действия — оккупированный японцами Шанхай времен Второй мировой).

9. ҺСпускһ (2007)

Драма Талии Лугаси с Розарио Доусон в роли жертвы жестокого изнасилования. Собственно, сцена изнасилования, вырезанная из прокатной версии, и дала повод для NC 17.

10. ҺМэри и Джек: Порнографическая история любвиһ (2007)

Документальный портрет пары порноактеров-любителей, дожидавшийся проката и прокатного рейтинга с 2002 года. Рекламный слоган ҺМэри и Джекаһ: ҺРеальные люди. Реальная жизнь. Реальный сексһ. Еще одно подтверждение, что цензоры и охранители по всему миру больше всего боятся реальности.
http://snob.ru/selected/entry/87756

12 февраля, 2015 Главные новости Культура

Добавить комментарий

*